Главная / Аналитические материалы

Российской реформе ЖКХ уже 15 лет. Избежать многих ошибок поможет опыт преобразования отрасли за рубежом

Восточная Германия. Цены на жилищно-коммунальные услуги формировались государством и десятилетиями оставались на одном уровне. Предоставляемые субсидии были включены в стоимость услуг. Такое ценообразование не позволяло поддерживать на должном уровне и модернизировать коммунальную инфраструктуру, ощутимо нагружало бюджет. В результате инфраструктура ветшала, а меры по сокращению потерь ресурсов при транспортировке, охране окружающей среды и привлечению инвестиций финансировались в крайне малом объеме. С 1989 года в Восточной Германии началось реформирование ЖКХ. Целью его стало создание рынка жилищных и коммунальных услуг с наличием конкуренции в различных сферах хозяйства.

В целях совершенствования ценообразования прежде всего необходимо было проработать схемы, которые позволяли покрывать текущие затраты в среднесрочной перспективе. Первым шагом стал отказ от предоставления социальной помощи населению через коммунальные предприятия и переход к адресному субсидированию. Субсидии предоставлялись малообеспеченным семьям в зависимости от получаемых ими доходов. Необеспеченные слои населения получали помощь за счет богатых, а не наряду с ними, как это происходит при дотации тарифов.

Освободившиеся бюджетные средства были направлены в качестве инвестиций в модернизацию сетей и оборудования. Средства выделялись путем предоставления грантов и кредитов под низкие проценты. Одновременно очень быстро росли тарифы, а коммунальные предприятия перешли к тому, что выставляли счета за фактическое потребление.

Великобритания.
Страна долго шла к созданию общественно приемлемых и коммерчески привлекательных условий в коммунальном секторе. Например, в 1997 году при лейбористах был введен запрет на отключение водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно принято решение о включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф.

Качество коммунальных услуг в Великобритании определяется множеством измеряемых параметров. В частности, время дозвона до диспетчерской службы — 30 секунд, четко определено и время на устранение неполадок. Еще один важный урок коммунальных реформ — перевод и объединение сотни муниципальных водоканалов в собственность десяти региональных государственных компаний и последующая их приватизация. Перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию.

Франция.
В сфере городского хозяйства большое количество проблем, касающихся повседневной жизни граждан, решает коммуна — устойчивая административно-территориальная единица. В ее ведении находятся вопросы организации водоснабжения, канализации, вывоза и переработки бытовых отходов, технического обслуживания и пр. Коммуны управляются муниципальным советом, который выбирается каждые шесть лет всеобщим голосованием, и мэром, который в свою очередь избирается советом.

После строительства объектов ЖКХ они передаются муниципалитету. Коммунальные службы по преимуществу муниципальные. В то же время достаточно распространен опыт применения концессий в коммунальном хозяйстве. Во Франции наряду с национализированными газовыми сетями и государственной энергетикой существуют компании частные, а также функционирующие на основе договора концессии. Они относительно невелики, однако их роль в повышении эффективности снабжения населения коммунальными услугами весьма значительна.

Фирмы, занимающиеся электро, газо и водоснабжением, канализацией, сбором и переработкой мусора и промышленных отходов, работают по контракту с муниципалитетами. Заказы и на эксплуатацию, и на строительство распределяются через тендеры, которые проводятся муниципалитетами. На уровне правительства устанавливаются стандарты на то, чем должны быть обеспечены жилые дома, например, на качество воды. А в каждом контракте между муниципалитетом и эксплуатационной компанией определяются конкретные условия работы системы: давление воды, диаметр труб, их материал. В этом же контракте определяются будущие тарифы на производимые услуги.

Вопрос реформы центрального теплоснабжения остро встал в 60е годы прошлого века, потери достигали 50%. Французы три года утепляли дома, а затем началась реформа цен и переход на локальное теплоснабжение. Установка дополнительного оборудования (котельной) при строительстве дома требует определенных инвестиций, но в долгосрочном плане такая схема оказывается не только дешевле, но и способствует повышению качества теплоснабжения: жильцы могут регулировать температурный режим при отоплении здания.

 

 
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
© 2007 РИА «Мэкс-инфо»